Давно уже назрела тема продолжения анализа и раскрытия темы акваскейпа, собственно говоря, это должно быть постоянным. К уже существующим прекрасным статьям от Наталии Романович « Психологические особенности восприятия композиции.» и Константина Кучеренко «Особенности фотосъемки природного аквариума.» не хватает кое-каких на мой взгляд вещей, которые может быть окажутся полезными для того, чтобы быть в теме акваскейпа . Очень важно иметь основу, можно сказать фундамент для построения различных композиций. Конечно, есть одаренные талантливые люди с художественным вкусом, интуитивно подбирающие и раскрывающие очаровательные композиции, но у многих любителей при наличии огромного потенциала создать и творить нет той путеводной нити, по которой нужно сделать первые правильные шаги. Как раньше говорили : «Правильным путем идете товарищи».
Давайте сначала обсудим то, ради чего идет создание скейпа и тратится огромное количество свободного времени. Мой совет, не ставьте во главу всего «покорение вершин конкурса Амано». Эта позиция очень неустойчива и шатка, она может даже вызвать после определенного времени этапов удач и поражений стойкое отвращение, апатию, зависть, скептицизм и т.п. Для меня в первую очередь подход к акваскейпу (хотя это слово и звучит немного вычурно) – это создание живой и объемной подводной картинки на уровне искусства (к чему и стремишься), гармонирующее с духовными потребностями своего внутреннего мира, передающее твой собственный взгляд, с которым ты делишься с другими остальными зрителями. Если твое сознание живое, постоянно развивается, то и работы, созданные в свободное время (к сожалению, а может и к счастью в основном все мы любители) будут также прогрессировать. Скорее всего , конкурс IAPLC является ориентиром для творческого пути и катализатором новых идей, участие в нем собирает и организует творческие и физические силы, заставляет быть постоянно в творческом поиске и не откладывать на потом решение проблем. В конкурсе надо участвовать и относиться к нему как к отдельному периоду своего долгого творческого пути. Знаете, как ни парадоксально звучит, но на мой взгляд человеку, получившему гран-при в дальнейшем в творческом плане будет непросто развиваться. Заветная высота покорена, ты самый лучший и если эта была основная цель творчества, то может наступить опустошение на длительный период. Посмотрите дальнейшие работы победителей (для примера можно взять яркие работы корейца 2004 г. и тайваньца 2005 г.).
Теперь , закончив с идеологией, перейдем к кирпичикам:
1. Оригинальная идея. Это самое важное и главное для личного внутреннего творчества. В принципе можно и без неё, работа может получиться яркой, заслуженной, многие будут видеть в ней что-то новое, прогрессивное, но только не сам автор. Иногда главной идеи изначально нет, а приходят маленькие в процессе создания и развития данной композиции. Где их черпать? Везде на природе, но только не в городе с его прямыми линиями и углами. Хотя положить кирпичи – это ведь тоже идея. Помимо различных своих фото пейзажей с отдыха, исследования пейзажной живописи и т.д., советую обратить внимание на картинки заднего плана многих голливудских фильмов. Художники на этих киностудиях профи экстра класса и их работа в павильоне чем-то напоминает наш скей, чего только стоят природные новозеландские ландшафты из «Властелина..» или студийные компьютерные из «Гарри» и «Кинг-Конга». Не обязательно часть земного ландшафта, можно и замысловатое корнесплетение или загадочные фактурные камни как маленький кусочек таинственного или веселого.
2. Четкая форма композиции или её лицо. Эта часть даже важнее первой, скорее всего воплощение проработанной формы – залог успеха в конкурсных оценках. Сюда могут входить следующие вещи: сочетание оттримингованных длинностебельных с фоном и средней частью композиции, передача даже на плохой полиграфии или на мониторе с плохим разрешением деталей, контуров, оттенков различных используемых материалов и трав, а также и рыб. Или по другому: надо создать картинку так, чтобы на фото ваш титанический труд не размылся в грязное буро-зелено-черное пятно.
3. Соразмерность композиционных материалов с созданным пейзажем, с данным объемом и с растениями и рыбами. Вот где пригодится врожденное чувство художественного дара. Сейчас многие пользуются эффектом уменьшения объекта к заднему плану, подчеркивая объемность. Это нужно делать очень тактично, не насилуя глаза зрителя резким перепадом камней , коряг или другим материалом. Намного важнее сочетать используемый материал с различными формами трав и их размером. Советую для начала, не используя материал (т.е. коряги и камни), просто создать гармонично скейп на одних растениях – это будет отличным заделом.
4. Использование ограниченного количества видов растений. К сожалению, очень тяжело отказаться от какого-либо редкого вида травы в угоду создания картинки. Ведь наше увлечение своего рода коллекционирование тоже. Но посудите сами, существует множество вариантов создания скейпа даже в самом маленьком нано- объеме и из этих вариантов только единицы станут шедеврами. Ограничивая количество видов трав, мы упрощаем себе эту задачу, выбрать оптимальный вариант. Да и достучаться до сознания зрителя будет намного проще, если создавать однородные линии с массивами, не отвлекая его от основной темы различными формам и оттенками трав. С накоплением опыта можно применять все большее количество видов, но знать меру.
5. Передача настроения. Смотря на достойную работу, всегда приходят какие-либо ассоциативные чувства. Это может быть очарование простором, переданным на картинке или размышления над загадочными корнями со мхом с таинственными полутенями. Во всяком случае, замысел настроения должен изначально присутствовать у автора в концепции создания и если оно передается, значит работа удалась.
6. Игра теней. Это очень важный фактор. Прекрасно сделанный скейп, смотрящийся вживую, может стать никаким на фото.
В итоге несколько практических советов:
- только что срезанные веточки длинностебельных не советую сразу сажать в грунт, а дать им возможность в течение суток или больше поплавать на поверхности, особенно это касается таких капризных трав как ротала пусила, незея сп. бонсай, и людвигия сенегальская (гвинейская).
- кустовые травы при посадке сажать сразу плотными отдельными группами, не старайтесь равномерно засадить ими большой участок, лучше использовать более мелкие почвопокровные или прирощенные мхи на лаве.
- не вдавайтесь в крайности при использовании материала (камни, коряги), отсутствие их не смертельно, а вот с перебором может быть очень плохо.
Пока на этом закончу. Может , если у кого-то есть тоже практические советы, поделитесь. Нас еще мало, но мы в тельняшках.