Цитата:
Московский стиль - это как Евроремонт в квартире своими руками - поклеил новые дешевые обои за три часа и весь ремонт.
не нужно, юноша. Московский стиль имеет мало отношения к дизайну в современном понимании (тем более, если считать и заведомо нежизнеспособные композиции), принципы этого стиля были изложены весьма давно (Б.Панюков):
"1. Поскольку главным объектом аквариума стали не экзотические рыбы, а водные растения, размеры аквариума, его техника (в том числе освещение) и даже видовой и количественный состав рыб оказались а подчинении у декоративной экспозиции, в основном – коллекции растений.
2. Что касается подбора растений, то они, как правило, короткостебельные. Очень популярны "розетки" – не первые попавшиеся под руку, а отобранные с учетом их особенностей и декоративной ценности. Растения – взрослые, хорошо развитые, обязательно здоровые, часто выращенные из малого отростка до максимальных размеров на свободном, выделенном, месте; единичные экземпляры – крупные, группы – мелкие и средние растения. Обязательное условие: в водоеме должны быть только проблемные, редкие, трудные в разведении виды. Поскольку растений а культуре много, каждый аквариум по набору растений, их возрасту, расположению неповторим.
3. В аквариуме должна быть высокая плотность посадки растений. Она создается и пышностью хорошо развитых растений (многие эхинодорусы, апоногетоны, нимфеи многолистны до такой степени, что за ними невозможно разглядеть ни других растений, ни стенок аквариума). Поскольку любители стараются посадить побольше разных растений, то аквариум по плотности зеленой массы не уступает голландскому. Ни боковые, ни задняя стенки обычно не видны.
4. Необходимы небольшие, свободные от растений пространства грунта – маленькие "полянки", которые оставляются для рыб и для декоративных целей.
У нас принято часть правильно подобранного грунта считать интересным декоративным элементом. Нередко в аквариуме можно видеть корягу, красивый камень. Видимо, сказывается привязанность жителя лесной полосы к полянке с разнотравьем, окруженной деревьями и кустарником, подчас со старым пнем, поваленным деревом, валуном.
5. Московский декоративный аквариум предполагает одновременное содержание растений, принадлежащих к разным семействам, экологическим и географическим районам.
6. В отличие от аквариума голландского типа, преимущественно с длинностебельиыми растениями, быстро растущими в длину, в московском аквариуме, как отмечалось выше, используются главным образом короткостебельные растения – криптокорины, эхинодорусы, апоногетоны, анубиасы. У них зрительно отмечается только нарастание листьев, стебель же как будто остается неизменным. Постепенно кусты пышнеют, увеличиваются в ширину и в диаметре.
7. Видимо, ярусиость – особенность декоративного аквариума любого типа. Логика подсказывает аквариумисту сажать мелкие растения на переднем плане – группами или единичными экземплярами (трудно сказать, что и когда лучше растет и декоративнее смотрится – это зависит от конкретных условий). Самые крупные растения размещают на заднем плане. Обычно в широком аквариуме бывает 3 – 4 яруса. Очень хорошо выглядят так называемые горки из грунта. И.М.Комков делает их высотой до 25см, изменяя ландшафт дна по ширине аквариума. Уровень грунта по длине аквариума также неодинаков. Самое низкое место находится у переднего стекла, несколько в стороне. На возвышениях лучше растут и декоративнее смотрятся группы криптокорин, мелкие анубиасы и эхинодорусы."
Это основные мысли не имеют никакого отношения к дизайну, не так ли7 То есть - совсем никакого, это, скорее, придумано коллекционерами "в оправдание".
Другой вопрос - не нарушая этих принципов можно сделать и очень красивую композицию (из тех же криптокорин, анубиасов). Долговременно жизнеспособную и месяцами не требующую коррекции.
А насчет фигурок и домов - ни разу не вижу никакой принципальной разницы - помещать ли их на дно или моделировать заведомо не подводный ландшафт под водой (коряги-деревья, рыбки - птички, песочек - речки и озера). Здесь нет большого шага от одного к другому - просто с пятки на носок, не более...
Сам ни разу не дизайнер (скорее, продуцирую подводные хаос и антиискусство
). Но на красивые аквариумы люблю смотреть с полным респектом. Независимо от стиля (в тонкости которых могу и не вникать, по серости). Ибо независмо от стиля в хорошей композиции всегда есть легкость, красота и гармония.
Это и отличает искусство от ремесла - яркое выражение этих трех качеств.